ДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРНОСТЬ в союзе с рядом других принципов есть мастер-ключ к постижению любого рода динамических практик.
На видео показано как может реализоваться начальное движение классического комплекса тайцзицюань в Динамическом тренинге.
Тайцзи цюань (кит. 太極拳) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство
(В отличие от «внешних» во «внутренних» практиках эффективность действий при взаимодействии с внешним миром определяется значительно более глубокими процессами: сознательным управлением нервно-мышечным тонусом, перестройкой структуры тела и изменением состояния сознания)
Правильно реализуя в практике принцип ДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРНОСТИ, мы с удивлением обнаруживаем, что наши движения соответствуют всем принципам теории ТАЙЦЗИ, поскольку они рождаются изнутри, из нашей истиной природы.
Так, например, основополагающий принцип тайцзи цюаня – во всех движениях постоянная генерация усилия (энергии) «ПЭН» «упругое отражение». Тогда тело в тайцзи цюань уподобляется упругому шару. В Динамическом тренинге опорности этот принцип реализуется через сознательное формирование сферы конфигураций опорных силовых линий. Для достижения максимально возможной динамической устойчивости внимание должно растянуться от Центра в обе стороны в бесконечность. Вся совокупность подобных «протяжек» внимания образует расширяющуюся сферу внимания с центром внизу живота, которая формирует сферу конфигураций опорных силовых линий, в которой все возможные конфигурации силовых линий находятся в потенциальном состоянии, и лишь при целенаправленном действии актуализируется одна из них.
На видео для сохранения динамической опорности при надавливаниях партнером, которые последовательно прикладываются к разным точкам тела от плеча до запястья, приходится выполнить движения, которые в совокупности образуют «форму», которая в классическом тайцзи-цюане именуется «пэн» («отражение»). Позиция «Держать шар слева (справа)» здесь выглядит несколько иначе, нежели «просто держать шар», и имеет смысл несдвигаемости, стоя на одной ноге
Выстройка под намерение и действие силы партнера есть основа динамики взаимодействия с партнером.
При физическом контакте взаимодействие партнеров происходит через точку контакта. Взаимодействие основано на опознавании процессов, происходящих в точке контакта и готовности к внутренней перестройке в соответствии с внешними изменениями.
Поскольку атакующий соперник оперативно подстраивается в поисках направления своей силы на центр другого соперника, последний получает возможность управлять атакующим соперником через точку контакта. Чтобы это реализовалось в точке контакта необходимо сформировать не только опорный стержень, которым можно тянуть и толкать, но и осуществлять необходимые изменения во всех координатных плоскостях: расщепление внешней силы в горизонтальной и сагиттальной плоскостях и вращение во фронтальной плоскости. В этом случае внешняя сила в точке контакта расщепляется на два вектора: центростремительный и центробежный в необходимой пропорции. Центробежная доля остается направленной по опорной оси, а центростремительная отражается под определенным углом. Центробежная и центростремительная силы создают момент вращения относительно точки контакта: соперника начинает сносить, как если бы он толкнул шар, который повернулся в данной плоскости.
В теории тайцзи цюань говорится, что тело практикующего тайцзи цюань должно быть подобно шару. Понятно о чём говорится — в любой точке контакта тело ощущается соперником как упругая сфера: пока она цела, её центра невозможно коснуться, при надавливании на неё — она мгновенно начинает поворачиваться.
Диаграмма ТАЙЦЗИ
Это символ единства всего сущего. Монада указывает, что все в природе имеет два полюса – Инь и Ян, которые не могут существовать друг без друга: идея не существует без материи, так же как материя без идеи; время, относящееся к категории Ян, не существует без пространства, относящегося к категории Инь; плюс не существует без минуса, и так во всем.
В диалектическом материализме этот закон записывается как «закон единства и борьбы противоположностей». Однако никакой борьбы в монаде нет и не может быть. Если, предположим, Ян победит Инь, то монада перестанет существовать. Инь и Ян не борются – они взаимодействуют, взаимно поддерживая и дополняя друг друга до целого. Нет победителя, нет побежденного, а взаимодействие никогда не начиналось, и никогда не заканчивается.
Диаграмма Тайцзи применима и к внешнему, и к внутреннему миру.
Для иллюстрации познающего сознания она строится так:
Поверхность белого листа символизирует бесконечное непознанное пространство. Для сознания это великое Ничто.
Далее появляется точка. Точка есть центр сознания – активное познающее творческое начало. В русской традиции – Род. С этого момента произошло разделение на Род и то, что при Роде – природа.
Используя точку как центр, рисуется окружность. Она разделяет природу, познанную сознанием – внутренность круга и то, что ещё не познано – бесконечное внешнее пространство. Таким образом, линия окружности символизирует границу жизненного контекста.
Для анализирующего и объективирующего разума весь познанный контекст может быть представлен исключительно как совокупность противоречий, противоположностей. Поэтому следующий этап – разделение познанного на пары взаимно порождающих и антагонистических аспектов – Инь и Ян. Рисуются «рыбки» Инь и Ян с «глазками»: в Инь коренится Ян, в Ян коренится Инь.
Таким образом, монада Тайцзи есть символ целостности и единства сознания и тела; образ человека как микрокосма.
Логотип ДИНБО формируется как образ взаимодействия монад.
Символ шести лепестков заимствован из эволюционно-медитативного учения ХОРА ®. «Освобожденная от влияния эго, рука рисует 6 лепестков – ни больше, ни меньше». (А.В. Атаян, лекция «ХОРА — глубокий след змеи», г. Москва, 18.09.1999 г.).
6 лепестков в логотипе ДИНБО символизируют природное («чистое») движение тела, освобождённое от влияния личности.
При цитировании или копировании данного текста ссылка на автора А.Л.Кабанова и сайт dintr.ru обязательна