• В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать разрозненные подходы к цигун в единую систему. Это было сделано с целью создания прочной научной базы для практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка оценивается как начало современной интерпретации цигуна. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.
• К середине 1980-х годов по всему Китаю насчитывалось более 2000 организаций цигун и от 60 до 200 миллионов практикующих, что составляло почти пятую часть населения Китая.
• К концу 1990-х годов взрывной рост числа практикующих цигун привёл к возрождению старых традиций, сопровождавших развитие цигун. Это привело к прямому конфликту с центральными властями. К 1999 году начались систематические репрессии в отношении организаций цигун, которые бросали вызов государственному контролю над китайским обществом.
• После репрессий исследования и практика цигун получали официальную поддержку только в контексте функций здравоохранения и как область изучения в рамках традиционной китайской медицины.
• В 2000 году была создана Китайская ассоциация оздоровительного цигун. Она регулировала общественную практику цигун, требуя одобренного государством обучения и сертификации инструкторов.
Формы цигун, которые упоминаются ещё с древних времён, были пересмотрены и стандартизированы как по форме, так и по характеру исполнения.
•
В результате Китайская ассоциация оздоровительного цигун установила стандарт исполнения аутентичных комплексов цигун лишь в оздоровительно-рекреационном варианте, доступном практически всем, в том числе ослабленным и пожилым людям.
•
Возьмём для примера такой известный комплекс цигун как Ба Дуань Цзин. Народное предание гласит, что этот комплекс упражнений был создан легендарным китайским национальным героем генералом Юэ Фэйем (1103 г. — 1142 г), и что он научил этим упражнениям своих воинов, чтобы помочь сохранить их тела сильными и хорошо подготовленными к бою.
Надо понимать, что на подготовку бойца в условиях воюющей армии не должно затрачиваться много времени. Это не годы, и даже не год практики цигун — один-два месяца максимум. Это значит, что данный комплекс мог достигать своих целей за достаточно короткое время.
•
Но ТАКОЕ исполнение Ба Дуань Цзин, которое в большинстве случаев (за редкими исключениями) сейчас практикуют и которому обучают, вряд ли способно настолько эффективно проработать сухожильно-мышечную систему и энергетическую структуру организма, чтобы быть включённой в практику подготовки бойца.
Тем не менее, надо отдать должное — регулярное выполнение этого комплекса в современной интерпретации несомненно даёт общеоздоровительный эффект (как та же утренняя гимнастика) и рекомендуется всем и даже людям преклонного возраста.
•
Или Ицзиньцзин — «Канон изменения мышц и сухожилий». По преданию его принёс в храм Шаолинь легендарный Бодхидхарма, после появления которого храм Шаолинь стал источником множества стилей боевого кунфу.
«Нежное», без внутреннего усилия исполнение этого комплекса, которое чаще всего предлагается для практики, далеко не достаточно для «изменения мышц и сухожилий», сколько раз не повторяй его.
И дело не в том, что формы упражнений какие-то не такие, а в том, что способ их выполнения и внутреннее наполнение форм не соответствует заявленной цели упражнений, декларированной в названии комплекса.
•
Боевые искусства Востока были «раскручены» после второй мировой войны через западный кинематограф. Проигравшая войну Япония захватила сознание западной молодёжи, интересующейся боевыми искусствами, распространив айкидо и карате.
Китай в свою очередь — ушу, тайцзицюань, цигун. Но, похоже, при этом поступил по-восточному хитро: внешним потребителям «по-честному» был показан и отдан уже высший вариант исполнения действительно эффективных комплексов цигун, скрыв подготовительные этапы, являющиеся критически важными. Такое исполнение можно легко сымитировать по внешней форме, но глубинное содержание формы без предварительной практики останется недоступным
•
Этот высший этап практики цигун можно обозначить как «мысль ведёт движение»: только подумал — и тело «само» начало выполнять формы.
Но, чтобы «мысль вела движение», необходимо не только выучить до автоматизма формы и правильно их выполнять, но и глубоко проработать связки, фасции, сухожилия и суставы, снять зажимы с мышц, включить энергетическое дыхание. Только тогда энергия нигде не «застрянет» и пройдёт весь путь, по которому её ведёт внимание, без потерь и задержек. Для этого используются те же формы, но только в другом режиме.
Такие дела…