Главная / Что есть «опорность».

Что есть «опорность».

Статья, опубликованная в журнале «Теория и практика физической культуры» № 9 2002г. с сокращениями и дополнениями

«ОПОРНОСТЬ» КАК ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

А.Л. Кабанов

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.»

Архимед

Опора – место, на котором можно утвердить, укрепить что-нибудь для придания прочного, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-нибудь. [Ожегов. Словарь русского языка].



По своему смыслу опорность означает способность человека благодаря биомеханическим свойствам опорно-двигательного аппарата создавать механическую опору для себя и для объектов окружающей среды и тем самым обеспечивать и контролировать их перемещение в каком-либо направлении: поддерживать в неподвижности, толкать, тянуть, опускать, поднимать и т.д.

Опорность и равновесие

Равновесие достигается при наличии точки опоры, относительно которой балансируются части общей системы. Поэтому достижение опорности (точки опоры) первично.

Опорность коррелирует с равновесием и имеет структуру, во многом схожую со структурой равновесия, но при этом выходит за рамки взаимодействия тела лишь с земной гравитацией, так как опорность обеспечивается не только по отношению к ней, но одновременно и к другим силам, имеющим внешние источники и действующим в других направлениях. В этом контексте равновесие тела в поле гравитации можно рассматривать как конкретное проявление опорности и называть его «аутоопорностью».

Составляющие компоненты опорности

В статике для обеспечения функции опорности должны быть выполнены условия:

1. Оптимальная поза, оптимальное взаиморасположение звеньев тела.

При обеспечении опорности вследствие анатомического строения ОДА на костных рычагах относительно суставов действуют разворачивающие моменты, стремящиеся нарушить конфигурацию позы. Принятие определенной позы позволяет минимизировать эти моменты, хотя они никогда полностью не сведутся к нулю. Поэтому взаиморасположение частей тела, а значит и костных рычагов ОДА может быть оптимальным или не оптимальным по критерию минимизации вращающих моментов. Так, например, оптимальная поза по отношению к силе гравитации есть условие правильной осанки. Неправильная, искривлённая осанка вызывает необходимость компенсировать появляющиеся излишние вращающие моменты дополнительными мышечными усилиями.

Минимизация вращающих моментов относительно суставов при условии сохранения опорности обеспечивает возможность максимально расслабить скелетные мышцы и снизить в них энергозатраты, уменьшить возбуждение нейроструктур ЦНС, отвечающих за сохранение позы.

2. Фиксация положений звеньев дифференцированными, дозированными мышечными усилиями.
Сознательное рациональное управление фиксирующими мышечными усилиями позволяет оперативно изменять конфигурацию позы, сохраняя заданный вектор опорности, — поза становится пластичной, но опорной.

При условии ограничения избыточных степеней свободы кинематическая цепь становится способной создавать опору силам, действующим на нее извне, а управляемая подвижность по остальным степеням свободы привносит качество пластичности, вариабельности перестроений кинематической цепи.

Тогда под опорностью мы можем понимать способность выстраивать биокинематические цепи ОДА в локально устойчивые жесткие линии, по которым действие внешней силы, приложенной к одному концу цепи, приводится к другому.

Эти линии можно назвать силовыми линиями опорности . А сама опорная функция осуществляется за счет естественной жесткости костных звеньев, выстроенных в определенном порядке, и ограничения степеней свободы этих звеньев мышечными усилиями. Таким образом, развитие опорной функции в различных динамических условиях связано с развитием координации движений в ее классическом определении и может служить методологической основой для ее развития.

Опорность как эволюционный принцип.

Гравитация Земли является главным фактором, определившим появление и развитие опорно-двигательного аппарата у живых существ, в том числе и у человека. Весь ход эволюции связан с
совершенствованием и приспособлением опорно-двигательных систем разных видов животных к разнообразным условиям жизни и двигательным задачам, возникающим перед ними. При решении любых двигательных
задач гравитация является основной константой, относительно которой должна быть обеспечена устойчивость, равновесие тела – «аутоопорность».

Развитие в филогенезе и онтогенезе ОДА человека и его центральной нервной системы также детерминируется вертикально направленной силой тяготения. Нормальное психомоторное развитие ребенка, особенно в первые месяцы жизни, характеризуется приобретением в определенные периоды жизни навыков сохранения
статического и динамического равновесия («аутоопорности»).

При использовании предметов человек кроме веса собственного тела испытывает силу тяжести предметов, а также возникающие при манипулировании ими силы реакции, инерции и т.д., относительно которых оперативно и гибко также должна была быть обеспечена функция опорности, являющаяся главным условием для
достижения целей использования предметов. Полагается, что именно использование человеком предметов в жизнедеятельности, послужило катализатором и условием развития в филогенезе высших психомоторных
функций человека.

Таким образом, есть основание рассматривать принцип опорности как базовый эволюционный принцип психомоторного развития человека.

Опорность как основа развития координации движений.

По определению, данному выдающимся российским психофизиологом Н.А.Бернштейном, и ставшим классическим, «координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему«.

Только при выполнении условия ограничения излишних степеней свободы кинематическая цепь становится способной создавать опору силам, действующим на нее извне, а управляемая подвижность по
остальным степеням свободы привносит качество пластичности, вариабельности перестроений кинематической цепи. А сама опорная функция осуществляется за счет естественной жесткости костных звеньев, выстроенных в определенном порядке, и ограничения степеней свободы этих звеньев натяжением фасций и связок посредством  мышечных сокращений. В частности, в этом заключается опорная функция ОДА при сохранении равновесия в вертикальной положении тела: приведение силы тяжести тела к стопам, располагающимся на опоре, посредством «выстраивания» ОДА по отношению к силе гравитации и удержания его конфигурации тоническими усилиями скелетных мышц.

Таким образом, развитие опорной функции в различных динамических условиях связано с развитием координации движений в ее классическом понимании и может служить методологической основой для ее развития.

Суть метода: организация специальным образом тренирующего воздействия на тело человека и выполнение условия не сдвигания его под этим воздействием. Для этого тренирующий партнёр прикладывает своим телом (обычно ладонью) давление или тягу на тело тренируемого в выбранном и уже неизменяемом направлении. Последний должен не допустить возможности выведения себя из равновесия и сдвигания с места. Для этого он выстраивает свою позу таким образом, чтобы обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию, т.е. преодолеть излишнюю подвижность позы, нарушающую достигнутую опорность, сохраняя при этом максимально возможную общую подвижность позы.

Человек во внешних динамических взаимодействиях проявляется как активная сложная биомеханическая система, в которой под управлением ЦНС происходят сложнейшие динамические процессы, и которая способна при правильной подстройке обеспечить возможность опорной функции по отношению к внешним, действующим не только по вертикали, силам. Например, рассмотрим довольно критическую ситуацию: один партнер принимает положение  с вертикально расположенным позвоночником, его рука вытянута вперед перед грудью раскрытой ладонью наружу. Другой партнер пытается нарушить устойчивость первого, надавливая в его ладонь своей ладонью.

На первый взгляд не вызывает сомнений, что устойчивость первого партнера может быть легко нарушена. Но специальная тренировка позволяет ему за счет правильного расположения звеньев тела и оперативного перераспределения тонуса скелетных мышц компенсировать опрокидывающий момент внешней силы.
При этом партнер, оказывающий давление, ощущает, что он как будто давит по оси несдвигаемого стержня, направление которой совпадает с вектором силы давления. Это субъективное ощущение «стержня» есть критерий правильной организации и адаптации ОДА к внешнему динамическому воздействию, что является сутью координационных
упражнений на опорность, применяемых в методе. При снятии внешнего давления в идеале равновесие («аутоопорность») не должно нарушаться. Нарушение равновесия после снятия воздействия указывает (кроме некоторых вариантов упражнений) на то, что компенсация производится неадекватными усилиями или была достигнута взаимная опорность
вследствие принятия неправильной позы.

Для развития координации движений на основе принципа опорности применяются разнообразные специальные «упражнения на опорность» выполняемые с партнером или с партнерами.

Важным условием правильного выполнения упражнений на опорность является сознательное преодоление возникающего желания противодействовать внешней силе. В противном случае после прекращения воздействия практикант тут же теряет равновесие. Специфика упражнений заключается в сознательной регуляции тонуса мышц, их максимальном «отпускании» при сохранении опорности, что субъективно ощущается как «проведение», приложенной из вне, силы вниз к опоре. В традиционных дальневосточных практиках этот феномен именуется «укоренением».

Литература

1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений /Под ред. В.П. Зинченко. — М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
3. Курамшин Ю.Ф. Двейрина О.А. Координационные способности и методика их развития //Теория и методика физ. культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999.
4. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна // Теория и практика физ. культуры. 1996 № 11 с. 20-25
5. Лях В.И. Координационные способности школьников. — М.:Физкультура и спорт, 1975.
6. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория
и практика физ. культуры. 2000 № 1 с. 54-58.
7. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975.