Главная / Психология опорности.

Психология опорности.

Психология опорности

Каждый человек в жизни встречается с препятствиями, которые, как ему кажется, не дают достичь желаемого. Возникает досада: вот если бы не «то», и если бы не «это», то я бы … И он готов пожелать, чтобы препятствия исчезли – и тогда он будет счастлив.

Но в каждое мгновение каждый из нас является доказательством того, что исключительно благодаря помехам и препятствиям можно жить и развиваться. В движении любого рода — физическом или ментальном – ограничения и препятствия используются как опоры.

  • В условиях гравитации Земли опора есть единственное препятствие для падения. Это явилось стимулом и причиной развития опорно-двигательного аппарата и управляющей им центральной нервной системы – основы психики.
  • Человеческая мысль не смогла бы развиваться, не беря за основу (опору) принципы и положения, принимаемые без доказательств за истинные. Эти опоры для разума называются аксиомами.
  • Сохранение нравственных устоев (опор) есть условие сохранения общества. Суть нравственных устоев — определённые самоограничения. Так, например, для христианского мира нет опор основательнее, чем 10 Христовых Заповедей.

Все мировое движение опирается на Божью волю. И эта абсолютная опора транслируется с начала времен в форме опор относительных и непостоянных.  В поисках постоянной опоры человек во внешнем мире находит лишь опоры временные. Нам в жизни приходится некоторое время опираться и давать опору друг другу. Люди во взаимоотношениях опираются друг на друга. Особенно в кругу родственников и друзей. Вспомните, как мы иногда слышали или сами говорили: «я могу положиться на него (неё)». Говоря о некоторых людях, добавляем: «как на самого себя (саму себя)». Тем сильнее возникает обида и разочарование, если надежды не оправдываются: «я на тебя надеялся, а ты …». Именно в таких случаях мы особенно остро ощущаем нашу зависимость от опор

на что мы опираемся, от того и зависим.


В своих надеждах мы опираемся не на реального человека, а на его образ, созданный в нашем сознании. В зависимости от наших ожиданий и настроения люди часто приписывают образу человека черты характера и качества, которых у него возможно и нет. Поэтому этот образ довольно сильно расходится с реальностью. Ровно на эту разницу происходят взаимонепонимание и конфликты. Опираясь на давно созданный образ, люди порой не учитывают естественных изменений и возможных трансформаций реального человека. «Неправильное» поведение дорогого человека воспринимается как разрушение всех опор, что приводит к нарушению душевного равновесия. Так сильное потрясение выводит из равновесия и физическое тело («от этого известия  подкосились ноги»).

Пытаясь избежать душевных потрясений, некоторые люди пытаются опираться только на себя: «в этой жизни ни на кого нельзя надеяться» и сами себя, вольно или невольно, обрекают на дополнительные трудности и одиночество.


Вот и получается: опираться лишь на себя – значит уйти из общества, надеяться на других – попасть в зависимость.

 

Вопрос душевного и физического равновесия заключается не в том, чтобы не опираться и не надеяться на других, а в том, чтобы научиться правильно опираться — так, чтобы не терять равновесия или быстро его восстанавливать при потере опор. Как сказано в Дао Дэ Дзин:

«Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть; кто умеет  опереться, того нельзя свалить».