Общепринятое отношение к партнеру в различных системах возникает из принятых повсеместно критериев успешности тренинга. Прогресс в огромном большинстве тренингов подтверждается присуждаемым рангом, например даном в восточных единоборствах. Ранг адепта в подобного рода системах зависит от его способности выполнять на должном уровне ряд канонизированных техник, определенного уровня сложности. Отсюда возникает тривиальная психология адепта: за свои деньги за 2 — 3 часа тренировки он желает как можно больше выучить и выполнить технических приемов, а для этого он должен как можно меньше работать нападающим, т.е. тем, против кого будут применяться технические действия (приемы). Поэтому часто можно наблюдать в залах совершенно формальное исполнение атакующих действий — безжизненное и пустое. Атаковать другого становится нежелательным и рутинным действием еще и потому, что типы атак также канонизированы. Это характерно для айкидо, в значительной степени — для карате, таеквондо и др.
Канонизировать атаки основателям стилей единоборств пришлось по разным причинам, о которых возможно и не подозревают их последователи. Для японцев, китайцев, вьетнамцев, корейцев их практики, имеющие в названиях «До», являются традицией, проявлением смыслов их традиционного уклада жизни в динамике тренинга. Их тренинги работают на их жизнь.
Смыслы не передаются просто так, поэтому на Западе эти практики стали просто техниками, в большой своей части догматичными, а потому — не живыми. Бездумно беря за догмат то, как надо атаковать, получаешь другой догмат — как надо отвечать. Верно и обратное: выполнение канонического приема требует канонической атаки.
ЛЮБОЙ ПРИЕМ — ЭТО ОБЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДВОИХ ПАРТНЕРОВ
Не стоит забывать об этом, когда наблюдаешь показательные выступления или смотришь боевые сцены в кино.
Часто атакующий партнер начинает стараться сделать «ну оч-ч-чень правильно» и тем самым помочь оппоненту. Он заранее готовит свою динамику под прием, падает и ломается загодя до реального действия, или утрирует динамику, проваливаясь в ударах, совершая атаку так, как он никогда не сделал бы в реально опасной для себя обстановке Даже на выступлениях высших данов это наблюдается сплошь и рядом. Боком это все выходит — как для того, так и для другого. Нарушение принципов динамики — что еще более вредного для себя и для партнера по тренингу может сделать атакующий? Поэтому спор о засекречивании техник при распространении восточных систем не имеет смысла: для того, чтобы система не работала как надо, достаточно просто не уделять внимания правильному воспитанию партнеров. Все, что нарабатывается с партнерами, не придерживающимися принципов динамики, не будет работать.
Итак, основные проблемы партнера в тренинге:
- Формализация атак
- Безэмоциональность, ненаполненность атаки чувством
- Нарушение внутренней силовой динамики
- Нарушение общей парной динамики
- Излишнее старание
- Не адекватное по времени и силе сопротивление
Основа ДИНБО — «честный партнер».
«Честный партнер», выполняя атакующее действие
- Сохраняет целостной свою структуру, действуя по индивидуальным силовым линиям, но при этом изменяется сообразно ходу силы ответа, опять же, по силовым линиям. В ходе тренинга это должно перейти на автоматизированные уровни управления движением.
- Атакует с полным включением намерения, которое постепенно поднимается до высшего боевого уровня.
- Уже на условно-рефлекторном уровне соблюдает реальную групповую динамику.
- Отношение к ответному действию: ни «за», ни «против», т.е. не помогает, но и не сопротивляется ходу динамики. Это особенно важно при масштабировании скорости и силы действий.
- Делает атаку, не предугадывая ответного действия, т.е. находится «здесь и сейчас». Это его Дзэн-тренинг.
Пребывая в этих принципах, атакующий и получающий ответное действие партнер, получает свою «зеркальную» часть тренинга. Его тренинг является наиболее сложным и имеет глубоко внутренний характер.
Один из важных аспектов тренинга:
По принципам тренинга, ответное действие всегда проходит по силовым линиям опорности атакующего партнера. Ответный удар или бросок мощно энергетизирует силовую линию, «высвечивая» её и очищая от психоэнергетических блокировок, воздействует на её источник — нижний силовой центр, стимулируя его и поднимая общую жизненность.