(серия «Эффективные стратегии»)
В 2002 г. у моей пациентки, Н.М. (1967 г.р.), было выявлено серьезное неврологическое заболевание – рассеянный склероз (РС). На протяжении последующих 5-ти лет лечебные мероприятия производились по согласованию с невропатологом в виде циклов инфузионной терапии с периодичностью 1-2 раза в год или реже. В 2007-ом году Н.М. с очередным обострением госпитализируется в клинику нервных болезней МАПО, где в течении 2-х недель проходит курс пульс-терапии гормонами, набирает 8 кг веса, при этом общее состояние качественно не меняется. Во время лечения кто-то из медицинских работников сказал Н.М., что «с таким количеством бляшек в голове через 2,5-3 года ее ждет инвалидная коляска». Эти слова она хорошо запомнила.
По итогам лечения, включающего курс гормонов, получен незначительный клинический эффект. У лечащих врачей и у Н.М., соответственно, формируется пессимистический прогноз.
Мы (совместно с Н.М.) сменили стратегию и тактику лечения, в том числе, расширили диапазон применяемых методов с привлечением коллег из смежных областей. Особенности медицинских манипуляций, взаимодействие с психологами и использование медитативных упражнений оставим за пределами этой заметки.
Здесь кратко опишем возможности Системы Целостного Движения ДИНБО (CЦД ДИНБО) для решения, казалось бы, «не решаемой» задачи – достижение настолько устойчивой ремиссии заболевания, что, по мнению самой пациентки, и, исходя из моего профессионального опыта, она может соответствовать выздоровлению, хотя, разумеется, наши наблюдения длятся еще очень недолго – с 2007-го года.
Тренинг по системе ДИНБО (автор – А. Л. Кабанов), в который входят как медитативная гимнастика, так и прикладные упражнения, активизирует в ЦНС, в том числе и в головном мозгу, резервные межнейрональные связи в обход пострадавших двигательных нейронов (при РС происходит поражение двигательных нейронов собственными антителами, и в пораженных зонах происходит формирование так называемых «бляшек», которые видны, например, при таком исследовании, как магнитно-резонансная томография).
Н.М. было предложено заниматься у Александра Львовича с целью выработки именно резервной биомеханической модели движения, т.к. обострение заболевания у нее приводило к нарушению походки, затруднению движений ног, что свидетельствовало о поражении соответствующих зон регулирования в ЦНС.
При РС нейроны поражаются необратимо, поэтому восстановление функции возможно только за счет той части нейронов, которые не пострадали. Так как достаточная часть ЦНС в обычных состояниях внимания, привычных ритмах жизни не задействуется, то у каждого из нас есть огромный ресурс, не используемый резерв ЦНС, который находится как бы в «дремлющем» режиме.
Одна из задач, которая стоит перед врачом, или, например, в стиле боевых искусств – перед тренером, пробудить этот дремлющий потенциал. По итогам занятий с Н.М., Александру Львовичу с этой задачей справиться удалось. После года занятий, в августе 2010 г., Н.М., вместо того, чтобы сидеть в инвалидной коляске, целую неделю наравне со всеми другими занимающимися СЦД ДИНБО жила и тренировалась на карельских скалах без всяких поблажек. Дорога на скалы – это около 5 км с рюкзаком пешком по лесу, а жизнь — в палатках. В 2011 она продолжает занятия.
Вывод: в системе ДИНБО содержится реальный лечебно-оздоровительный потенциал, который может существенно дополнить возможности клинической медицины, особенно на стадиях реабилитации и устойчивой ремиссии.
Эта заметка посвящена краткому описанию эффективности предлагаемой А.Л. Кабановым биомеханической модели движения в конкретном клиническом случае, и не касается других аспектов системы, как, например, о работе со вниманием. Об этом в другой раз.
А что касается Н.М., то на фоне регулярных занятий у Александра Львовича частота медицинских вмешательств за последние 4 года уменьшилась, причём поводом для них было не нарушение движения, походки, а другие заболевания, которые могли спровоцировать обострение РС.
P .S. Заметка написана с ведома и по согласованию с Н.М.
Врач скорой помощи высшей категории, А. Г. Меньшиков.