Главная / Тексты / «Целостное движение»

«Целостное движение»

Движение человека — это поток жизни, который протекает через него от зачатия до самой смерти. Этот поток протекает в разных иерархических уровнях, где более высокий уровень координирует более низкий, а тот в свою очередь питает энергией вышележащий.

Так, например, ограничиваясь анатомией тела, на физическом плане различают следующие иерархические уровни по мере их повышения:
1) молекулярный
2) клеточный:
3) тканевой;
4) органный;
5) системный.
6) организменный.

Каждый уровень есть одновременно и часть (единица множества), и целое (единство). Каждая единица уровня (молекула, клетка, орган, функциональная система) в свою очередь также есть и часть, и целое.

К примеру, нервно-двигательная система как целое включает в себя опорную, двигательную и управляющую (нервную) систему, каждая из которых также может рассматриваться как некоторое единство, состоящее из множества элементов.

Человек познает себя и мир путём выделения в своём сознании какого-либо аспекта жизни и рассматривает его как отдельно существующее — как единицу, а затем включает его по мере развития сознания в общий синтез. Временная жизнь в физическом теле, случайность и относительность полученного опыта не позволяет индивидуальному сознанию человека охватить поток жизни во всей его  целостности.

С полным пониманием вышеизложенного мы c необходимостью должны ограничить контекст использования термина «целостное движение» в нашей практике. Мы ограничиваемся рассмотрением движения человека во внешнем пространстве при взаимодействии его с миром — целенаправленное движение посредством нервно-двигательной системы.

В любом случае человек не теряет целостности, и его любое движение не перестаёт быть целостным как таковым. Тем не менее, по разным причинам далеко не все составляющие части опорно-двигательной системы оптимально координируются намерением: порой они не только не участвуют в полной мере в реализации намерения, но, напротив, мешают этому или нарушают здоровое функционирование опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в контексте нашей практики

«Целостное движение» — это оптимальное движение
«всем собой».

Движение «всем собой» — действие в состоянии сборки, интеграции духовных, энергетических и координационных ресурсов человека в активное единство.

Критерием оптимальности служит динамическая опорность с максимальным запасом устойчивости. Это значит, что любое усилие, приходящее снаружи или возникающее внутри тела, вовлекает в движение все тело целиком. Любое внешнее воздействие «пропускается» по выстроенной структуре тела от точки приложения внешней силы (точка контакта) до опоры — принцип «опорность»; каждое целенаправленное действие совершается от опоры по выстроенной силовой линии с центром в животе.

 

Физическая (анатомическая) основа целостной передачи усилий «всем собой» – целостность и связность опорно-двигательного аппарата тела, обеспечивающаяся связочно-фасциальной структурой, при условии наличия соответствующих специальных навыков (см.ниже).
Ребенок в год-два ещё пребывает в природной целостности движений. Он много чего не умеет. Он ещё не координирован в мелкой моторике, но, делая какое-либо движение, например, играя, он движется весь целиком. Взрослый же человек, развив мелкую моторику, потерял детскую целостность движений. И большинство своих действий он выполняет теперь, не включая все свое тело, даже когда это необходимо. Для возвращения в собранность, общую упругость и живость необходим специальный тренинг по работе со связочно-фасциальной системой, вниманием и дыханием.

Энергетическая основа — «силовое дыхание», процесс трансформации дыхания в целостное усилие в нижнем жизненном центре. Хотя «силовое дыхание» присуще природе человека, но чтобы его «включить» и приладить к совершаемым действиям обычному человеку потребуется специальный тренинг: дыхательно-силовая гимнастика.

 

Координационная основа: навыки управлением телом как единой системой сбалансированных тяг и распорок, оперативное оптимальное конфигурирование её под вектор внешних и внутренних сил, навыки перераспределения усилий по «силовым линиям», навыки свободного перенаправления усилий «сверху-вниз» в пассивной фазе взаимодействия с внешними силами (принцип «укоренение»), «снизу-вверх» в активной фазе (принцип «действие от стоп») и др.

 

Психическая основа целостного движения – формирование в сознании максимально полного образа тела, произвольный доступ внимания к любой точке тела. «Распускание» внимания по полям зрения, слуха, кинестетики и восприятие этих ощущений как общий «фон», а также способность выделять вниманием по заданным критериям из общего «фона» «фигуру», например, контуры всех движущихся людей («фигура») на общем зрительном «фоне».
При целенаправленном целостном действии происходит выделение вниманием из всего объема суставно-мышечных ощущений тела одного вектора (сохраняя во внимании остальной объём как фон), который может быть представлен как «растяжка» внимания от нижнего энергетического центра в животе в направлении к цели и к опоре одновременно.
В соответствии с направлением вектора внимания актуализируется одна из конфигураций «силовой линии». С изменением текущей динамической обстановки вектор внимания также «течет», а вместе с этим «текуче» изменяется опорная структура и конфигурация «силовой линии». Вся совокупность возможных «растяжек» внимания образует расширяющуюся сферу с центром в животе.

 

Духовные ресурсы придают человеку смысл его существования, его предназначение и мотивы его действий. Без них всё выше перечисленное есть просто биомеханизм. Духовные ресурсы определяют направление деятельности человека, вектор развития и формируют его внутренний духовный стержень, который не позволяет ему отклониться от принятых решений в достижении жизненных целей.

 

При цитировании или копировании данного текста ссылка на автора А.Л.Кабанова и сайт dintr.ru обязательна