Во взаимодействии с миром человек участвует посредством телесного движения. Телесное движение есть средство получения человеком необходимого ему индивидуального опыта, познания себя и мира.
С развитием восприятия, осознанности, внимания сознанию человека постепенно, один за другим, открываются иерархические уровни взаимодействия с миром.
В контексте взаимодействия партнеров в динамическом тренинге мы можем выделить несколько уровней (способов) взаимодействия.
1. Уровень прямого физического преодоления, за счет силы мышц
Девиз: «сила на силу», «сила есть – ума не надо».
Самый примитивный и простой способ взаимодействия. Поэтому самый распространенный – тот, с которого начинается физическое взаимодействие с миром. Где ощущаем сопротивление, там и боремся, пытаясь его преодолеть. Все в человеке направляется на преодоление препятствие «в лоб». В мире вещей иногда это единственный доступный способ достижения поставленной цели. Во взаимодействии людей так обычно действуют маленькие упрямые дети потому, что не имеют других навыков, и некоторые взрослые люди, полагающиеся в данных обстоятельствах только на физическую силу. Такой способ взаимодействия знаком практически всем. Это очень ограниченный способ ввиду быстрого достижения предела мышечной силы. Сообразительных людей это быстро отрезвляет и приводит к пониманию, что на силу найдется другая, еще большая сила.
Максимальный уровень мышечного усилия в большой степени зависит от психофизического состояния человека. В спорте существует понятие «спортивная форма». Это не об одежде, это о состоянии. Говорят: «я сегодня не в форме», или «он находится на пике своей формы». Раз есть пики, есть и низины. Увеличение и ослабление «формы» подчиняется временным ритмам. За подъемом всегда следует спад. Для достижения хорошего спортивного результата пик формы должен приходиться по времени на соревновательный период. Средний уровень мышечной силы с возрастом уменьшается. Для поддержания желаемого уровня мышечной силы с годами приходится вкладывать все больше энергетических и временных ресурсов. И здесь есть предел. К определенному возрасту человек подходит к границе, дальше которой вкладываемые затраты уже «не окупаются».
Мышечные усилия обязательны во взаимодействии. Но нужный результат взаимодействия может быть достигнут со значительно меньшим вкладом физической силы с переходом на другой уровень.
2. Уровень техник (приёмов).
Здесь мышечные усилия не прикладываются для преодоления препятствия «в лоб», а применяются приемы, помогающие получать преимущество, но уже в позиции противодействующих сил. Это требует точного текущего выстраивания своего тела по отношению к внешнему объекту. Хороший пример — единоборства. Различные стили борьбы используют тот или иной арсенал приёмов. Каждый канонический приём есть кем-то и когда-то найденное в точно определённых обстоятельствах оптимальное использование собственной силы во взаимодействии с противником для достижения победы над ним. Описание приемов чаще всего производится по следующей схеме: если противник делает «то-то» и «то-то», то вы должны сделать вот «это», а затем «это». Очень высокой степени реализации «принцип приёма» обнаруживается в восточных видах боевых искусств таких, как дзю-дзютцу, дзюдо, а также в российском самбо, своими дальними корнями уходящим в японское дзю-дзютцу. В этих видах хорошо проработаны способы применения мышечных усилий по принципу рычагов и блоков, а также использование анатомических ограничений движений в суставах противника.
Способ взаимодействия на уровне приемов требует сложных навыков координации своих движений во взаимодействии с сопротивляющимся противником. При их наличии говорят, что «и ребенок может справиться с крупным и сильным мужчиной». Да, может, … если у него эти навыки уже развиты и имеется должный уровень воли и внимания. Но реальность такова, что на развитие координационных навыков и способности направлять волю уходят годы. За это время ребенок превращается во взрослого человека: «за время пути собачка успела подрасти».
На уже выработанные навыки возраст уже не так сильно влияет, как на уровень мышечной силы. Напротив, чем больше тренируется человек в приобретенных навыках, тем лучше они закрепляются. И поэтому пожилой мастер без применения большой физической силы побеждает нахрапистого и сильного новичка. И все же здесь еще имеет место противоборство, правда уже не сил, а их позиций.
Описанные первые два уровня взаимодействия основаны на «общегражданском» двойственном, субъект-объектном восприятии. При этом в сознании человека выделяются он сам, как делатель (субъект), и – противник (объект), с которым субъект что-то более или менее ловко делает. При таком делании «объект» всегда будет чувствовать, что над ним совершают насилие и, естественно, он будет оказывать всевозможное сопротивление. При этом вкус победы для «делателя» становится слаще при победе над более сильным противником в тяжелой борьбе. Это есть суть спорта. Если борьбы не будет, не будет и спорта. В своем большинстве спортивные (соревновательные) дисциплины основаны на таком дуальном восприятии. Спорт развивает и закрепляет такое восприятие.
Взаимодействие на следующих, более высоких уровнях не может состояться, если не изменится способ восприятия не только конкретной мгновенной динамической ситуации, но и мира в целом.
3. Взаимодействие на уровне контроля энергий.
Взаимодействие на этом уровне возможно только с переходом на «монадное» восприятие. Монада – греческое слово и переводится как «единый». В китайской культуре монада называется Тайцзи (великий предел), которая графически изображается в форме круга, в котором имеются белый и черный секторы, похожие по форме на запятые. В голове черной «запятой» имеется белая точка, в голове белой – черная точка. Это символ единства всего живого. Монада показывает, что все в природе имеет два полюса – Инь и Ян, которые не могут существовать друг без друга. Идея не существует без материи, так же как материя без идеи. Время, относящееся к категории Ян, не существует без пространства, относящегося к категории Инь, «плюс» не существует без «минуса», и так во всем.
В диалектическом материализме этот закон записывается как «закон единства и борьбы противоположностей». Однако никакой борьбы в монаде нет и не может быть. Если, предположим, Ян победит Инь, то монада перестанет существовать. Инь и Ян не борются – они взаимодействуют, взаимно поддерживая и дополняя друг друга до целого. Нет победителя, нет побежденного, а взаимодействие никогда не начиналось, и никогда не заканчивается.
«Монадное» восприятие связано с изменением формы внимания, которое можно назвать распределенным, объемным, охватывающим. При этой форме внимания в сознании не выделяются отдельно ни объект, ни субъект. Они сливаются вместе в нечто целое. Такое восприятие присуще состоянию медитации. Действование в таком состоянии есть динамическая медитация.
Любое движение человека можно интерпретировать как управление (координацию) жизненной энергии.
Не лишним будет прояснить, что мы понимаем под энергией. Любое телесное движение осуществляется вследствие сократительной работы мышц. Энергия есть возможность и готовность совершить работу. В физиологии приготовленность мышцы к сократительной работе называется «нервно-мышечным тонусом». Таким образом энергия в двигательной системе человека проявляется как нервно-мышечный тонус, который напрямую зависит от состояния сознания и его свойства – внимания, а движение есть реализация энергии. Управление энергией составляет суть целенаправленного человеческого движения.
Партнеры во взаимодействии на данном уровне воспринимаются не столько как физические тела, сколько как энергетические структуры, состоящие из силовых (энергетических) линий. В каждый момент времени в общей энергетической структуре любого партнера по взаимодействию обнаруживается актуальная силовая линия, в наибольшей степени насыщенная энергией. Именно по этой линии им может быть осуществлено наиболее мощное движение. Взаимодействие осуществляется в соединении (дополнении) силовых линий партнеров, которое возникает еще до телесного контакта и может осуществляться без него. Силовые линии партнеров образуют единую силовую линию, замыкающуюся в монаду Тайцзи через общую опору. По принципу Тайцзи, чтобы изменить какую-либо часть монады необходимо соответствующим образом изменить её другую, дополнительную часть: чтобы партнер оказался слева, тебе надо податься вправо, чтобы он приподнялся, тебе надо осесть и т.д. И все это должно и может происходить только при условии сохранения энергетического контакта.
Взаимодействие на энергетическом уровне это выход мышления за пределы приемов и техник, а также полное изменение восприятия движения в противоположность «общегражданскому». На этом уровне никто никого не побеждает, никто никому не проигрывает до тех пор, пока сохраняется монада. Борьбы как таковой нет, есть наличие или отсутствие контроля над динамикой монады. Этот контроль не зависит от умения делать приемы или техники. Он зависит от чистоты (пустоты) ума, свободы протекания энергии по силовым линиям, внимания и воли.
На энергетическом уровне взаимодействия стиль мастера становится бесформенным, т.е. не привязанным к установленным формам (приемам, техникам). В то же время реализация потока энергии образует форму взаимного движения. С внешней точки зрения эти формы могут выглядеть как искусные приёмы и техники. Но они не являются шаблонами, в которые «втискивается» поток энергии. Это формы, которые создаются током энергии, текущим изнутри. И разница между такой формой и заученным «отработанным» приёмом огромна. Так, например, движение человека, никогда не изучавшего кунг фу, во взаимодействии выливается в форму, которую специалисты узнают, как действие багуа-чжан (сложный внутренний стиль кунг фу) или технику айкидо. Но это уже не приём багуа-чжан или техника айкидо. Это есть его индивидуальная, сей моментная динамическая реализация, и он впервые и, возможно, в последний раз реализовал движение в данной форме.
4. Взаимодействие на уровне сознания.
Оставим пока этот уровень без комментариев.
При цитировании или копировании данного текста ссылка на автора А.Л.Кабанова и сайт dintr.ru обязательна